САМАРСКИЙ XXXIX ФЕСТИВАЛЬ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
им. Валерия Грушина

Когда в сентябре прошлого года  на мой аэродром у озера Инкит приехала семья Смирновых, и после полёта на дельталёте над Пицундой я, как обычно, достал гитару и спел им несколько своих песен, произошло то, на что я и надеяться не мог – приглашение приехать и выступить на Грушинском фестивале авторской песни в Самаре. Не верилось, но всё-таки свершилось – заботами Елены и Евгения мне было прислано приглашение от самого Бориса Кейльмана и билеты на поезд туда и оттуда! С благословления минкульта Абхазии администрация Гулрыпшского района поддержала материально (и весьма кстати!) и морально, вручив флаг  страны её певцу; дирекция аэропорта, вздохнув – «А рейсы кто?!» - отпустила, поскольку без выходных я могу, но без праздников никак-с; и вот второго июля с гитарою в руке и песнями в башке я отбыл. Два дня в купе от моря и до Волги припоминал всё, что мне было известно об этом «самом большом дурдоме», где каждый, умеющий взять на грифе пару или сотню-другую аккордов, или умеющий слушать других, может подойти к любому из костров и спеть всё, что Бог на душу положит. Другой вопрос, будут ли его слушать дальше или предложат кружку с горячим чаем, чтобы руки были подольше заняты. И вечный вопрос – что петь! «Владимирский централ» там неактуален, да и своих за шестьдесят, попробуй выбери что на высокий суд жюри представить. Так ничего и не решив, сошёл в Самаре на перрон, где, к счастью, был Еленой встречен, поскольку по простоте душевной, по инету общаясь, телефон спросить не догадался. К вечеру добрались до Фёдоровских лугов, среди скопления машин нам быстро определили согласно пропуску(!) местечко, и нагрузившись гитарами, сумками, рюкзаками и свёртками, воодушевляясь видом сотен палаток, как торговых вначале, так и туристских за понтонным мостом, добрели до Главной сцены, близ которой стоял под навесом стол со вкусностями, ну и палатки, сначала с продуктами, далее для нас. Нас уже ждали. Разгрузились. Вздохнули. Сели за стол и праздник начался! С «Лыхны».

Узнаю, что Аня Цапаева, Лена и Женя, кстати, тоже профессиональный пилот, руководители творческой службы, уже немало лет занимаются организацией выступлений гостей и участников, распределяют, кто из них где, сколько, за кем и в какое время поёт. Это я удачно попал! Народ понемногу подтягивается, вот из Орла Михаил Букреев, из Брянска Наталья Лакутина с двумя толковыми, но бородатыми помощниками, из Смоленска Женя Шаченкова, под перебор струн разбираем инструменты, провода и несём людям свет, подключившись к электрощиту за сценой. И вскоре чайник закипел, а бардам без него никак. С разрешения руководства вешаю флаг Абхазии на видном месте. (См. фото).  Проясняю обстановку – прослушивание в три тура. Первый кого ни попадя слушают, второй уцелевших фильтрует, а уж третий подразделяет на лауреатов, их будет мало, и дипломантов, это оставшиеся.  Труднее всего тем жюри, которые жюрят в первом туре – а попробуй-ка прослушать, хотя и с перерывом на обед, под девяносто гениев, четверть которых не имеют ни слуха, ни голоса, половина только думает, что умеет на гитаре играть, две трети только ля-минору как бы обучены и «…песни про гитару и костёр, наш строй гуманный – развитой туризм»… И ведь надо, не обидев, суметь отказать так, чтобы отказ прозвучал, как похвала, звал к новым свершениям!

Четверг 05 июля 2012. Прослушивание.

Ну, думаю, щас я им выдам! Вышел в комбинезоне от ВВС РА, в мажоре(!) спел «Сплавщиков» и «Ну что с того»! И сам пред.жюри Дмитрий Бикчентаев (Казань) спросил: «Вы не обидетесь, если мы Вас не пропустим во второй тур?» Во! И всё жюри смотрят на меня, а глаза добрые-добрые!  Рази ж тут обидишься, тем более я-то чуть раньше сумел заглянуть в расписание выступлений на Главной сцене, где мой выход уже на 16.15 был запланирован, а Бикчентаева лишь в 23.00 допустят. Чего переживать попусту! А какие в списках имена – Галина Хомчик, Алексей Иващенко, Игорь и Марина Саркисовы, Виктор Третьяков (автор незабвенного «Тюбика»), Ирина Сурина, Наталья Кучер, Александр Городницкий (САМ!), Ольга Качанова, Вячеслав Хромых – да разве всех перечислишь – дух захватывает! И все запросто подходят к нашему столу, где можно пообщаться за кружкой обязательного чая, узнать об общих знакомых и услышать об их знакомых, где концентрация ведущих бардов страны и заграничья просто зашкаливает.

Народ всё прибывает, просачивается на все лужайки, всё больше палаток, навесов, всё больше звучащих вокруг гитар и голосов, но не раздражающих, а словно вплетающихся естественно в шум листьев на ветру, птичий гомон на радость гринпису. Для желающих писать установлено несколько туалетов, поскольку, как известно, большие артисты по-большому не ходят.  Жара чуть тенью смягчена, публика одета (или раздета) по пляжному, есть на чём глазу отдохнуть. К обеду от костров всё вкуснее пахнет в том числе и шашлычками, есть под шофе, но пьяных лиц практически не видно, как, впрочем, все четыре дня фестиваля! Здорово. Авторская песня по определению интеллектуальна, вот и собираются люди понимающие и проникшиеся. Иначе не дойдёт и дни потрачены напрасно. К четырём часам площадь перед сценой уже начинает заполняться, особенно в тени. Прилегающая же часть напоминает лежбище котиков, и не только самцов. Отвлекает. Чем ближе к выходу, тем ощутимее мандраж. Похоже, я вообще забыл не только свои же слова, но и аккорды. Куда я со своим неполным 4-х классным музыкальным, да ещё по фано, да на Олимп! Когда на Яке на взлёте двигатель отказал и то увереннее себя чувствовал… Всё. Пора. Объявляют – наш гость из Абхазии и пр. и пр. Выхожу на сцену, голова пустая, «лёгкость в мыслях необыкновенная»,  сам рвался и нужно показать, чего на самом деле стою. Беру наперевес гитару, первый аккорд и начинаю с того, что на прослушивании не прошло – «Сплавщики» - «Кто на плотах ни разу не сплавлялся, не сможет душу сплавщика понять!..» За пультом Эдик Пашаев мгновенно что-то подстраивает, добавляет то ли басы, то ли чего-то и я на голубом глазу понимаю – есть! Получается! Одна песня, вторая, пятая, поляна принимает, словно издалека, с края сознания аплодисменты… Я смог. Спускаюсь со сцены, лётный комбинезон от пота мокрый на спине и слова Евгения в лицо – «Молодец! Здорово!».

В этот день выходил на сцену ещё дважды. При духе свободы и множестве друзей, палаток и костров непросто выдержать расписание выступлений, неизбежны накладки, опоздания, паузы и как важно было оказаться в нужный момент в нужном месте под рукой у Лены – «Слава, готов? У тебя 15 минут. На сцену!» - Всегда готов! Ну, прошёл бы я во второй тур и что? Петь пришлось бы лишь одну песню, шлифовать её, вылизывать, тут же есть возможность мгновенно принимать решение и вынести людям, бардовской классикой искушенным, своё. А как слушали и принимали мои песни об Абхазии, о войне, про которую многие просто ничего не знали! Плакали, слушая «Балладу о стариках».  Знаете, как душу тронула подошедшая женщина со слезами на щеках, она протянула мне 5 вяленых волжских сорожек в знак признательности!

 

А какие классные песни замечательных поющих поэтов посчастливелось мне услышать!  И не только на сцене, но и рядом в кругу друзей, когда не нужно производить впечатление, а можно просто спеть что-то новое, просто для души. И вот этим состоянием праздника души пронизаны были все дни фестиваля. Страной души в те дни была не только Абхазия…

 

Пятница 6 июля 2012.

Четверг закончился в четвёртом часу ночи, пробуждение под неожиданное «Харе Кришну»!!! По соседству расположился немаленький палаточный городок кришнаитов и они каждое утро длинной танцующей и поющей оранжевой гусеницей весело дефилировали сквозь фестиваль в сторону Волги и через час обратно. На призывы запретить эти прохождения Борис Кейльман на пресс-конференции демократично объяснил, что мы живём или стремимся жить в свободной стране , так что пусть их ходят, лишь бы по договорённости агитацией не занимались.

И отчасти о грустном – в это же время в эти же дни параллельно и недалеко на Мастрюковских озёрах проводился ещё один фестиваль авторской песни. Созданный в 1998 году Московский фонд в 2007 году организовал свой Фестиваль, назвав его так же именем Валерия Грушина – студента Куйбышевского авиационного института, поклонника авторской песни, погибшего в 1967 году в реке Уде при спасении детей. Возникла нездоровая конкуренция, был суд, было принято судебное решение в пользу нашего Грушинского фестиваля, но главная боль – разделение людей. Кто едет на «Истинный» Грушинский, кто на место, где он традиционно проводился прежде, иные стремятся попасть и туда и сюда. Что ни говори, но рядом всегда стоят деньги и интересы.  Пригласили и меня побывать в том стане. Я не увидел разницы между теми, кто поют и слушают, ни там, ни здесь.  Особое впечатление от  «Кольского бугорка»  Там было не по-северному тепло. И как здорово спел Юрий Хабаров – «Обязательно будет пятница, значит пятница удалась!» и да простит он меня, если слова спутал. Зато настроение осталось!

Вернулись в свой лагерь штирлицы к обеду. Вскоре начались выступления, общения, репетиции на коленке – фестивальная жизнь вошла в колею. Снова вовремя оказался под рукой и в готовности, добавив в свой актив ещё четверть часа на сцене. А на 22 часа был намечен часовой концерт авиационной песни, посвящённый 100-летнему юбилею авиации России. Мне дозволили и я спел четыре из военного блока, начав с «Военно-воздушные силы Абхазии…». Спустился со сцены и вдруг увидел стоявшего возле неё Александра Городницкого.

Я рос на книгах Стругацких и песнях Визбора и Городницкого. Увидеть его ранее мне не представлялось возможным.  Песни его про атлантов, удерживающих наше небо, про паруса Крузенштерна, про кожаные куртки, брошенные в угол, те самые, в которых мне с друзьями-пилотами довелось ещё в семидесятых летать на Ан-2 над Таймыром – они были мощным пластом подлинной культуры и вот здесь, на Грушинском, довелось встретить этого легендарного человека и учёного. Я подошёл, представился, мы поговорили и вскоре он сам поднялся на сцену и тысячи людей стояли и слушали его и его песни. А чуть позже он презентовал мне свой двухтомник с автографами и благосклонно принял превосходный коньяк «Абхазия» и мой диск. Жизнь удалась.

Суббота 7 июля.
Главный день и главная ночь.

Завершились 1 и 2 туры. В полдень перед главной сценой поставили навес от жарящего Солнца, под ним разместилось жюри и в окружении сотен болельщиков начался третий тур. Из 11 уже мастеров предстояло выбрать четверых лауреатов для главного концерта на Гитаре у Горы. Не позавидуешь жюристам! И всё же, всё же решение принято – вот они, Лауреаты: Настя Макарова СПб;  Яна Бабицкая – Электросталь; Снежана Крупчанская – Москва и юная, но замечательная Таисия Саркисова! Семеро смелых стали дипломантами, особенно мне запомнились из них Левон Багдалян и Оксана Варушкина, возможно потому, что с ними вместе я побывал на мастер-классе у тормознувшего меня Дмитрии Бикментаеве. Он подробно разобрал их ошибки и упущения, рекомендовал пути и способы совершенствования и очень доходчиво промолчал мне о моём уровне, позволив мне самому сравнивать с другими…

А вечером состоялось главное действо – Концерт мастеров и лауреатов на оформленной в виде гитары на воде озера сцене перед громадной аудиторией из десятков тысяч зрителей, сидящих на склоне Горы. Солнце уже скрылось, а по понтонному мосту от палаточного города шли тысячи людей, поднимаясь и рассаживаясь на склоне. Погода не подвела. Тихо, тепло; полетели вверх светящиеся шары  под песни Визбора из динамиков на берегу и уже в сумерках начался концерт. Можно снова перечислять прекрасные имена бардов, восходивших на Гитару, каждого встречали тысячи сверкающих на горе огней, но когда Ирина Сурина в тишине запела «Издалека долга течёт река Волга»… и вместе с ней после щемящего первого куплета запела в 30 000 голосов вся Гора – ради этого стоит жить, стоит ехать за тысячи километров в сердце Руси, чтобы ощутить это единение с нею.

В финале пел Александр Городницкий, к нему присоединились другие звёзды, прозвучала «Милая моя, солнышко лесное» и к рассвету потянулись зрители к мосту, приостанавливаемые временами, чтобы не перегрузить понтонный мост, поразительно вежливой полицией, растеклись по палаткам и ещё долго звучали негромко под гитары песни у костров.

Воскресенье 8 июля. Финал.

Кришнаиты уже достали. Спать хочется кошмарно, всего-то 10 утра! Чистим картошку, моем посуду, кто-то кофе сварил и тем народ из службы творческой воспрял. Уже ощущается усталость. Аня встревожена – охрана проплачена до 11 утра, кому-то надо сцену охранять. Я снова в готовности и под рукой, вся сцена моя и с кружкой чая и гитарой начинается образовываться как-бы песня. Перебираю струны, подбирая мотив и вдруг вижу у сцены Александра Моисеевича! Он подошёл справиться насчёт пресс-конференции, да и присел рядом, слушая мои творения, сделал несколько поправок, но главное была сама возможность поговорить, просто побыть рядом с ним.

Прессы, должен сказать, было немного,  из общих разве что «Комсомольская правда».  Прозвучала информация о работе фестиваля, заботах и проблемах, планах на будущее. Неожиданным, но важным прозвучало высказанное Городницким пожелание творческих успехов другому фестивалю, ведь песня, тем более авторская, должна соединять людей.

По окончании вновь продолжились концерты, выступления гостей, новых лауреатов и дипломантов. В удачно возникшую паузу из готовности №1 и я проник, если пускают и слушают – грех не выступить!  Но население палаточного городка уже начало понемногу таять. Конец недели, фестиваль завершается, остались самые стойкие и неторопливые ценители и почитатели этого удивительного явления нашего времени – авторской песни. Разбирались стоянки, закапывали кострища, убирали и сносили в кучи мешки с мусором – лес должен остаться чистым до следующего года, до следующей Горы. Спасибо, друзья, за праздник! Всего Вам самого доброго!

С уважением – Вячеслав Хромых.


P.S.  А десятого, в день отъезда, Евгений Смирнов (с Еленой, разумеется) пригласил меня на аэродром, где ждал восстановленный им легендарный самолёт Поликарпов-2 и поднял меня на нём в воздух!



А когда он передал мне управлении и я, дорвавшись, начал крутить виражи с креном под 60 и развороты на горке, он повернулся и ласково сказал мне: «Ты не очень-то борзей, мы без парашютов!», но это уже совсем другая история...

Hosted by uCoz